Analytics Space
Оставить заявку
Что такое utmCraft
utmCraft — это инструмент для формирования названий рекламных кампаний и UTM-меток.

Кому пригодится utmCraft
Он нужен для маркетологов при создании рекламных кампаний. Также инструмент будет полезен маркетинговым аналитикам и инженерам данных, которые могут обогатить свои отчеты детальными данными о том, какому продукту, формату объявлений, аудитории соответствует та или иная кампания.

Что такое utm-метки
Каждая реклама в интернете содержит ссылку, например, https://mysite.ru/tovar. Пользователь кликает по ней и попадает на целевую страницу.

Чтобы маркетолог понимал, из какого рекламного источника пришел пользователь, используют UTM-метки. Они добавляются как параметры ссылки и ставятся после знака вопроса в виде название_метки=значение: https://mysite.ru/tovar?utm_source=yandex&utm_medium=cpc.

Существует 5 названий меток:
  1. utm_source,
  2. utm_medium,
  3. utm_campaign,
  4. utm_term,
  5. utm_content.
Обязательные из них — utm_source и utm_medium.

При добавлении меток ссылка выглядит так: https://mysite.ru/tovar?utm_source=yandex&utm_campaign=newyear_campaign&utm_term=елки. Когда пользователь переходит по такой ссылке, система маркетинговой аналитики «понимает» эти метки и может построить отчет, сколько было пользователей, например, с utm=source yandex, а сколько — с utm_source=google.

Зачем метки нужно стандартизировать
В каждую метку можно прописать любое значение. Например, один маркетолог при заведении кампании в Яндекс Директе напишет в utm_source слово yandex, а другой — ya_direct. Тогда в отчете по результатам кампаний возникне путаница:
В таком отчете, чтобы получить реальные данные по Яндекс Директу, нужно складывать значения из двух строк.

Чтобы не запутаться в метках, применяют регламенты. В них прописывают правила, что именно нужно указывать в метке. Обычно самую важную информацию указывают в utm_campaign:
  • на какую аудиторию нацелена кампания;
  • какой формат рекламы (текст, баннер, видео) используется;
  • какой продукт она рекламирует.
В utm_source и utm_medium записывают верхнеуровневую информацию о рекламном канале (его название и модель оплаты cpc/cpm/cpa), в utm_content и utm_term — дополнительные сведения о баннере, объявлении и условиях показа.

Чтобы командам было проще следить за регламентом, utmCraft автоматизирует этот процесс, а также нейминг рекламных кампаний.

Причем здесь нейминг кампаний
Хорошая практика — если метка utm_campaign совпадает с названием кампании в рекламном кабинете. utmCraft формирует название кампании так, чтобы в нем содержалось название продукта, формат, аудитория. Русские буквы при этом utmCraft переводит к латинице.

Это дает возможность выгрузить данные из рекламного кабинета (там статистика идет по названиям кампаний) и сразу же сопоставить их с данными Яндекс.Метрики или Google Analytics (там статистика по UTM-меткам). utmCraft генерирует не только URL объявления со всеми UTM-метками, но и название кампании, чтобы пользователь мог его сразу скопировать в интерфейс рекламной площадки.

Что помещается в utm_conent и utm_term
По умолчанию мы добавили в эти параметры максимум информации. Многие площадки позволяют использовать динамические параметры, например, тип устройства или регион показа (вот список для Яндекс.Директа). Для каждой площадки мы составили такой шаблон, который использует самые важные (по нашему опыту) параметры. В коммерческой версии utmCraft вы можете поменять этот шаблон.

Как работает utmCraft
В utmCraft есть админка и основной интерфейс. Основной интерфейс — это форма, в которой маркетолог заполняет параметры рекламной кампании, нажимает на кнопку, и получает сгенерированное название кампании и URL:
Для упрощения работы в форме есть:
  • всплывающие подсказки;
  • фоновые подсказки в полях;
  • выпадающие списки с вариантами вводимых данных — варианты в этих списках вводит администратор (например, список продуктов), он может разрешить или запретить остальным пользователям добавлять свои варианты;
  • обязательные поля для ввода.
  • автоматическая транслитерация;
  • исправление синтаксиса в соответствии с регламентом, например: _ заменяется на –.
В админке пользователь может настроить пункты в выпадающих списках, а в коммерческой версии — еще и шаблон, по которому генерируется название кампании и все метки.

Как можно использовать данные из utmCraft
utmCraft запоминает все созданные метки, а также данные о том, кто, когда их создавал и какие параметры при этом вводил. Он умеет регулярно выгружать эти результаты в базу данных или хранилище S3. В системе сквозной аналитики dataCraft (ссылка) мы используем их для того, чтобы в отчеты добавить новые столбцы «Продукт», «Формат объявления», «Аудитория» и т.д.

Почему к названию кампании прибавляются символы вроде ~mjegow7m
Для сопоставления данных utmCraft и Яндекс Метрики / Google Analytics в теории подходит поле utm_campaign (оно есть и там, и там), но мы предлагаем способ лучше. К метке utm_campaign и названию кампании utmCraft прибавляет короткий ключ, который начинается с тильды ~.

Ключ состоит из 8 цифр и букв и уникален для каждой комбинации параметров формы генерируется уникальный код. Расшифровать его можно с помощью выгрузки, которую делает utmCraft в базу данных и S3. Имея этот ключ и доступ к выгрузке, вы можете восстановить все введенные параметры и сгенерированную метку. То же самое вы можете сделать и в интерфейсе через поиск.

Что еще умеет utmCraft
utmCraft умеет создавать из сгенерированных URL короткие ссылки, QR-коды и диплинки для мобильных приложений, например, по технологии One Link от AppsFlyer.

В utmCraft есть возможность инеграции с другими инструментами по API и с помощью modelCraft (ссылка). Оттуда можно получить список правильного написания рекламируемых продуктов, единый по всей компании и не вводить его вручную в интерфейсе прометчика.

Под какой лицензией доступен utmCraft
У utmCraft есть версия open source, в которой доступны:
  • фиксированный набор полей формы
  • Возможность вставить уникальный код
  • поиск по сгенерированным меткам
  • возможность подключиться к базе utmCraft и получить данные о созданных метках для сквозной аналитики
  • возможность развернуть на своих серверах
Коммерческая версия идет в комплекте с другими инструментами сквозной аналитики dataCraft (ссылка). Также ее можно приобрести отдельно. В ней есть:
  • настройка формы и правил формирования метки под свой регламент
  • генерация QR-кодов для размещения ссылки на оффлайн-носителях
  • генерация короткой метки
  • генерация диплинков OneLink для AppsFlyer
  • расширенная техподдержка.
Получить доступ к utmCraft
О проекте
Analytic Space
Лицензия